Интервью с Джонатаном Харди, озвучивавший персонажа Райджела XVI
- Вы принимали участие в большом количестве телевизионных шоу и фильмов. Чем вы думаете, Farscape отличается от других шоу?
- Farscape большей частью гораздо талантливее и содержит больше идей, отчасти это благодаря гению молодого Кемпера, который провел большие исследования в области жанра.
- Как вы думаете, какой сценарий Farscape был лучше всего поставлен, а какие были поставлены не так хорошо и почему?
- Я не могу припомнить их все. Я помню только то, что я проделал адскую работу во время съемок Farscape. Часто я вылетал в ночи, преодолевал огромные расстояния, чтобы попасть на съемки Farscape, а затем возвращался обратно для работы на сцене. Многое зависело от режиссера и от приглашенных актеров, также многое зависело и от Бена, который блестяще возглавлял актерский состав, был лидером команды. Ну конечно Райджел страдал от такой дискриминации.
- Вы хотели бы посоветовать что-нибудь сценаристам Farscape?
- Нет, у них все отлично. Я думаю, что они сделали все наилучшим образом. Персонаж Райджела у них удался на славу. Дэвид Кемпер охарактеризовал его как некоронованного короля. Райджел обладает широким эмоциональным диапазоном и, подобно Гамлету, он придерживается различной линии поведения с разными людьми, в зависимости от места действия.
- На сколько вы вошли в образ вашего героя? Воображаю, как сложно было действовать экспромтом, когда движения куклы уже определены, Вам когда-нибудь удавалось добавить что-то новое.
- Мы постоянно что-то меняем, и время от времени изменяем даже текст и целые предложения, заложенные в сценарии. Актерская игра – это реакция на реплики других актеров. В нашем случае кукольники создают свой звук и бесчисленное множество выражений, т.е. они дают установку – мы ее придерживаемся.
- Когда вы озвучиваете Райджела, вы действуете вместе с кукольниками и читаете фразы так, что кукольники могут слышать ваши интонации? Кукольники управляют Райджелом по своему усмотрению или же они придерживаются сценария? Или Вы должны попасть в тон по выражению лица Райджела?
- Да нет, мы не работаем вместе, потому что я очень редко нахожусь в павильоне во время съемок. Хотя хотел бы. Я считаю, что мы настолько сработались, что нам без слов все понятно о поведении Райджела. Мы сплоченная группа. Так что мы с Агнусом Робертсоном внесли свой вклад в создание шоу.
- Шоу обеспечило вас королевской одеждой, чтобы Вы могли почувствовать себя королем?
- Совсем нет, так что я в основном всегда был «голый», а не в настроении…
- Как вы думаете, создается звук, когда Райджел выпускает гелий?
- Для этого существует специальное устройство у него на носу. Много взято из фильма «Сбежавшая невеста».
- Как вы думаете, актеры пьют гелий, чтобы их голоса звучали тихо и скрипуче или они сами имитируют голоса?
- Это технический спецэффект, кроме Гиги, которая использует пластинку.
- Мы хотим сделать Вам комплимент по поводу Вашего прекрасного пения. Нам очень понравилась песня возвращения из эпизода «Сквозь зеркало». Вы много поете?
- У меня большой опыт, я люблю оперу. Ненавижу оперных певцов. Это песня Райджела о том, как тяжела судьба доминара.
- Но очень интересно, ведь в эпизоде «Иеремия Крайтон» все действие крутилось вкруг Райджела. Вы были разочарованы, что этот эпизод был прохладно воспринят фанатами? Или вы считаете, что это вина Бена, потому что он отпугнул фанов своей бородой?
- Думаете дело в бороде? Не знаю, а нам понравилось то, что мы делали. Жаль, что к нам на помощь вовремя не прилетел волшебник в голубом вертолете. Как говорится - на вкус и цвет товарищей нет.
- У нас фанатов есть любимые диалоги из шоу «Маленький солнечный хайнир» приходит на память. А у Вас есть любимое высказывание из шоу?
- Да, хороший американский юмор базируется на мудрых поговорках, которые раздобыл для шоу Робертсон Девис. Австралийский актерский состав обращается к Райджелу, вежливо называя его – маленький резиновый паренек. И им так нравится. Единственно, о чем я сожалею, что не могу отвечать в манере, подобной Бену. Так, например, Браудер говорит: «Большой Браудер наблюдает за вами», или «Следи за своей губой, кожаный грубиян». Остроумный ответ не приходит в голову во время разговора, а только задним числом.
Джонатан Харди не только отличный актер, но и талантливый режиссер, и автор сценариев. Несколько вопросов об этом направлении его творчества.
- Вы получили государственное гуманитарное образование?
- Да, я начал писать стихи, и глубоко предан своей форме. У меня были великие учителя, но в основном мы посвящали себя литературе, а не снимали фильмы. У нас не было телевидения, а затем появился пар (примечание: паровой двигатель был изобретен в 1767 году, а Джонатан Харди родился в 1940).
- Какой был ваш первый сценарий, и получил ли он воплощение на экране?
- Это была совершенно гениальная постановка, которая называлась «Жизнь идиотов».
- Какие из ваших сценариев вы больше всего гордитесь?
- «Констанция» и парочка других, которые не были поставлены. Кое-что очень ничего в истории «Боксер Лес Дарси». «Моурин говорит, что у него глаза поэта. Но в этом нет никакой пользы для избранных парней. Я думаю, что мы должны сделать его великим букмекером или чемпионом в тяжелом весе, Банжо Патерсеном». А также вызывающее сожаление великая и одновременно простая история под названием «Серебряное дерево».
- Вы получили номинацию «Оскар» в 1980 году за сценарий фильма «Разрушитель Моран». Что вы можете рассказать нам об этом?
- Вы знаете, это было достаточно глупо, все равно, что 747 раз посмотреть на свою грудь в ночь перед операцией на сердце. Никто не думал, что другие всерьез это воспримут, до того как Питер Устинов зачитал наши имена. Я не могу сказать, что я был недоволен своей работой, но я воспринимаю себя, как человека предназначенного для служения людям на литературном поприще. Если мои произведения читают – то это здорово. Потому что я работаю, здесь в Австралии, как могу. Я не верю в то, что искусство имеет национальные и территориальные границы…
- Что-то в последнее время мы не видели сценариев Джонатана Харди, вы что, перестали писать и если да, то почему?
- Да нет, я написал пьесу, которую инсценировали, и также написал несколько сценариев. Однако некоторые продюсеры слишком превозносится, а у меня нет такого терпения, чтобы писать в нужном для них формате или предпринимать двойные попытки понять, что продюсеры хотят, но не могут выразить. Также некоторые имеют тенденцию придираться к вашей работе и вносить свои предложения… Хорошо продаются лишь сценарии приключенческих фильмов. Мне легко сотрудничать с людьми, но очень сложно найти человека, который не зациклен на своем мнении и бывает всем доволен.
- Как вы думаете, нужно ли обучаться в школе для того, чтобы писать хорошие сценарии?
- Я думаю, что обучение лишь развивает талант, но если нет таланта – ничего не поделаешь.
- У вас есть какие-нибудь идеи, как популярные романы переделать в сценарии, насколько это сложно и как правильно решить, какие части выкинуть, а какие оставить.
- Вы должны взять основную тему и разрабатывать ее, затем перестроить роман с учетом кинематографической терминологии. Другими словами вы основную тему перестраиваете абсолютно другом творческом ключе – как вам нравится. Выясните для себя каких ключевых идеях базируется роман, и попытайтесь связать это в сценарий. Вспомните как Клавел один раз сказал, что наиболее сложной вещью он считает невозможность печатать так быстро, чтобы понять, что происходит.
- Есть ли техническое различие в написании сценариев для сцены, для телевидения и для кино?
- Есть огромные различия в сценариях для сцены и для фильма. На сцене преобладает диалог, через который выражается действие. Даже немой диалог в балете и пантомиме. А в фильме преобладает действие и от него зависит диалог. На телевидении же все зависит от бюджета… В мыльных операх все должно иметь просто коммерческую привлекательность, что касается Farscape, то это больше похоже на фильм, а также имеет большое преимущество за счет персонажа Райджела. |